Что такое UTM-метки и чем они полезны

19.03.2015

utm-metki

Над эффективным продвижением сайта, а заодно – и бизнеса, надо постепенно и постоянно работать. Как понять, какие рекламные площадки более полезны для вашего проекта? Насколько оправданы затраты на каждый из рекламных каналов? Все просто: необходимо отслеживать эффективность каждого из них с помощью Google Analytics и UTM-меток.

UTM (Urchin Tracking Module) – это набор переменных, которые добавляются к URL. С их помощью система аналитики получает дополнительную информацию о переходах по конкретной ссылке.

Классификация UTM-меток

utm метки

Различают обязательные метки и необязательные.

Обязательные:

  • Utm_campaign: показывает название рекламной кампании;
  • Utm_medium: служит для определения конкретного рекламного канала, благодаря которому был совершен переход на целевую страницу (Email, Social, Direct и др.);
  • Utm_source: демонстрирует источник, то есть – откуда был осуществлен переход на страницу (Google, Newsletter2  и др.);

Необязательные:

  • Utm_content: применяется в случае A/B тестирования, когда необходимо отличать разные ссылки или объявления, ведущие на один и тот же URL-адрес;
  • Utm_term: используется для платного поиска, добавляет к ссылке ключевое слово.

Наличие UTM-меток в ссылках позволяет сравнивать эффективность рекламных кампаний, детально анализировать контент email-кампаний (смотреть, какая именно ссылка привела к эффективному действию), отслеживать эффективность работы с баннерами или рекламными площадками.

Принцип работы UTM-меток

Чтобы понимать, как именно работают UTM-метки, предлагаем рассмотреть «живой» пример.

Задача: продвигать сайт по доставке суши.

Решение: разместить баннер с анонсом акции (например, «Каждый третий сет в подарок!» + условия акции) на популярном тематическом ресурсе.

Ожидание: рост трафика и заказов благодаря размещению баннера.

Как же понять, сколько именно продаж, и какой приток целевого трафика сгенерировал именно этот баннер? Все просто.

Мы воспользуемся возможностями UTM-меток и таким удобным сервисом от Google, как «Компоновщик URL». С его помощью удастся практически автоматически пометить интересующий нас URL. Почему практически? Потому что вручную придется заполнить несколько полей.

Работа с инструментом «Компоновщик URL»

  1. Проходим по этому адресу;

  2. Указываем utm_source – источник рекламной кампании, то есть адрес ресурса, на котором мы будем размещать баннер. Дадим ему имя blogblog.com.ua:

    utm метки 2

  3. Прописываем utm_medium – канал рекламной кампании, в данном случае – наш баннер:

    utm_medium – канал рекламной кампании

  4. Даем название кампании (utm_campaign). Пускай это будет – kajdyj_tretij_set_v_podarok:

    название кампании utm_campaign

  5. Когда все обязательные поля заполнены, нажимаем кнопку «Отправить» и получаем готовый url-адрес с utm-метками:

    готовая utm-метка

Используем его при размещении баннера на рекламной площадке. Результаты данной рекламной кампании будут выводиться в аккаунте Google Analytics. Следовательно, необходимо правильно проанализировать статистику и сделать корректные выводы по эффективности проведенной рекламной активности.

Utm-метки и SEO

Казалось бы – метим ссылки, анализируем результат, делаем выводы и учитываем их в последующих кампаниях. Однако следует считаться и с требованиями SEO, чтобы иметь возможность максимально корректно отслеживать результат проделанной работы.

В чем может возникать сложность? В дублях страниц:

  • есть основная страница сайта http://primer.com.ua, которая приоритетна для ранжирования в поисковой системе Google или Яндекс
  • есть эта же страница, но уже по новому адресу (созданному нами): http://primer.com.ua/?utm_source=blogblog.com.ua&utm_medium=banner&utm_campaign=kajdyj_tretij_set_v_podarok . Поскольку контент на этих двух страницах одинаковый, поисковые системы могут посчитать их дублями и расценить любую из них как основную. Следовательно, в результаты поиска попадет только одна, например, страница с utm-метками, тем самым помешав правильному ранжированию основной страницы.

Избежать подобного можно несколькими способами:

  • воспользоваться файлом robots.txt и закрыть там от индексации все страницы с utm-метками;
  • прописать rel=”canonical” для основных страниц, без utm-меток, и указать их как канонические.

UTM-метки – это удобный способ отслеживания эффективности каждой рекламной кампании. С их помощью можно получать подробную информацию об источниках и качестве трафика, анализировать объем достигнутых целей, сегментировать трафик и просто понимать, какой рекламный инструмент более или менее полезный. 

Последнее в нашем блоге