Бенчмаркинг: определение и основные виды

30.08.2016
Бенчмаркинг: определение и основные виды

Бенчмаркинг – это поиск секретов успеха других компаний и их успешное внедрение в своей фирме. Под этим названием как раз скрывается весь процесс поиска, исследования и внедрения.

Основные цели

Основные цели бенчмаркинга

Бенчмаркинг имеет довольно продолжительную историю. И компании используют его для достижения самых разных целей, в том числе для:

  • оценки достижимости целей на основании чужого опыта;
  • внедрения определенных изменений;
  • улучшения бизнес-процессов;
  • мониторинга активности конкурентов.

Бенчмаркинг не запускается разово, это процесс постоянный, где важен не только результат, но и путь к его достижению. Главное, для чего запускается этот процесс – это обнаружение несоответствия между вашим текущим положением и лучшим положением конкурирующей компании. Тем самым вы определяете причины, которые не дают вашему бизнесу расти, и находите пути для устранения препятствий.

Бенчмаркинг популярен, прост для внедрения и не слишком затратен. Однако свои сложности все же присутствуют. Так, тяжело подобрать компании для сравнения, и даже если вы найдете подходящий ориентир, то получить доступ к некоторой закрытой информации будет непросто. Также будет сложно сопоставить действия и следствия, ведь вы не видите процессов изнутри и не знаете компетенции людей, принимающих решения. И главная сложность заключается в том, что путем бенчмаркинга вы сможете внедрить уже существующий опыт, но не инновации.

Основные виды

Основные виды бенчмаркинга

Существует бенчмаркинг процессов и результатов. При оценивании результатов вы сравниваете показатели, но истинное его предназначение – это оценка процессов, нахождение и открытие всего того, что скрывается за результатами, а затем и заимствование идей. Мероприятия по бенчмаркингу не всегда легко классифицировать, поскольку действия компаний, как правило, не шаблонны.

Но если говорить обобщенно, то различают 4 вида бенчмаркинга:

  1. Внутренний. В этом случае сравнивают определенные показатели в пределах одной компании – например, уровень продаж в разных магазинах одной сети. В этом случае не будет проблем с получением данных, ведь вся информация в свободном доступе. Однако в этом случае вы ориентируетесь на внутренний успех, в пределах собственной компании, но не увидите лучших достижений в отрасли. Однако вы можете начать именно с внутреннего бенчмаркинга, чтобы понять принцип действия этой техники.
  2. Конкурентный. Если у вас есть доступ к отчетам конкурентов или к их обзорам, то вы сможете сравнить процессы, проходящие в смежных компаниях. Часто конкурентный бенчмаркинг осуществляют в компаниях, связанных с индустрией развлечений. Ведь эти компании делятся с другими информацией о несчастных случаях. Вы также можете сравнить истории успеха компании, работающих в смежной с вами отрасли, но не конкурирующих с вами напрямую, а работающих в другом регионе (к примеру)
  3. Функциональный. В этом случае сравниваются бизнес-функции, определенные процессы, при этом компании и даже сектора экономики могут быть разными. Здесь важно сравнить характер процессов. Классический пример – функции администрирования, тонкости работы с кадрами, последовательность обмена информацией. Когда вы сравните проходящие процессы в вашей компании с теми, что находятся за пределами отрасли, то сможете найти альтернативные пути решения задач.
  4. Общий. В этом случае исследуются все новаторские решения и подходы, которые используются в разных компаниях. Выбирайте компании с превосходной репутацией и оценивайте, как они работают, и вы найдете много интересных методов, которые можно внедрить в собственной фирме.

Бенчмаркинг пережил многие новомодные веяния в маркетинге и все равно остался актуальным. Этот метод прост для понимания, но требует больше времени на планирование и анализ. Однако в результате внедрения новых процессов вы получите качественные улучшения для своей компании, поэтому затраты всегда оправданны.

Последнее в нашем блоге