Как спрос на товары в интернете зависит от сезона

27.04.2018

Бизнес может присутствовать в интернете как группа в соцсетях или как полноценный корпоративный сайт. Компания любого формата строит планы по «захвату сети» и планирует повышение прибыли с первых же дней размещения ресурса. Но в большинстве случаев этим планам не суждено сбыться на 100%. Ведь очень часто при планировании забывают о сезонности спроса на товары и услуги.

Сезонность спроса в сети определяется изменением количества поисковых фраз, запросов и интентов - потребностей, которые хочет удовлетворить пользователь при поиске по запросу. Так, начало весны провоцирует спрос на семена и рассаду, а осень – на зонты и дождевики. Это – самый простой пример того, как потребности потенциальных клиентов изменяются в зависимости от сезона года.

Какие источники данных использовать для анализа спроса

Какие источники данных использовать для анализа спроса

Существует два популярных и доступных сервиса, которые помогают оценить спрос в зависимости от сезона. Первый – это Google Trends, который анализирует статистику поисковой системы. Сервис предоставляет следующие данные:

  • изменение спроса в динамике, представленное визуально;
  • возможность выборки статистики по региону;
  • уточнение тематики запроса;
  • уточнение сервиса, к которому делается запрос: это может быть Ютуб, поисковая выдача или новости;
  • поиск и демонстрация подобных предложений;
  • сравнение разных тематических товаров и наглядная демонстрация спроса в динамике.

Но интерес к запросу демонстрируется лишь примерно, а выдачи по конкретным городам может и не быть.

Анализ сезонности - Yandex Wordstat

Второй сервис – это Яндекс.Вордстат. Он предоставляет такую информацию по спросу:

  • частота поисковых запросов за последний месяц;
  • используемые «хвосты» к запросам, которые используются пользователями, чтобы уточнить запрос;
  • статистика по используемым устройствам (то есть вы сможете оценить, со смартфонов, планшетов или декстопов чаще всего ищут ваши товары ваши пользователи);
  • статистика с учетом географической привязки.

Третий сервис - AdWords Keyword Planner. Данный сервис находится вне конкуренции, однако он предоставляет точные данные только для тех, кто рекламируется в Google AdWords.

Анализ сезонности - Keyword Planner

Таким образом можно отследить историю запросов, а также выдачу по словам и регионам.

Чтобы полученную информацию можно было представить наглядно, понадобится составить отчет. Для каждого товара или услуги понадобится своя строка. Затем обязательно отмечаются URL страницы, контрольная фраза, по которой собирается отчетность, а также отмечаются месяцы с максимальной и минимальной активностью.

Как работать с картой сезонности

Анализ сезонности - сводная таблица

Вот в какой последовательности заполнять информацию в подготовленной таблице, чтобы получить полную информацию:

  1. Первичные данные. Это – тип товара, адрес страницы и место в структуре каталога сайта. Есть программы, помогающие спарсить нужные данные, но можно сделать выборку и вручную. Вначале заполняют тип товара, например, «женские офисные платья». Потом указываем адрес страницы сайта, а после этого – место расположения в структуре, например, «магазин – женская одежда – платья – офисные».
  2. Выбор ключевых (контрольных) фраз. Выдача просматривается в Яндекс.Вордстате по конкретному региону. В этом случае можно оценить все дополнительные ключи и разные поисковые фразы, которые используют пользователи. Следует оценить все популярные товары и услуги, которые компания продвигает в конкретном регионе. И для каждого региона контрольная фраза будет наиболее частотная. По результатам заполняются еще две колонки сводной таблицы. Это «контрольная фраза» и «частотность запроса».
  3. Выгрузка данных по месяцам. В Яндекс.Вордстате есть вкладка «История запросов», где демонстрируется абсолютная частотность по ключам помесячно. По каждой контрольной фразе понадобится заполнить столбцы за 12 месяцев или за 2 года – в зависимости от того, насколько полная статистика вам понадобится.
  4. Сразу после этого в общую таблицу можно добавить спарклайн, то есть мини-график, наглядно демонстрирующий колебания спроса по месяцам. Для этого в Гугл таблицах есть специальная формула “=SPARKLINE()”. Из всех данных находятся месяцы с максимальной и минимальной частотностью.

Как использовать полученные данные

Сведения по сезонности нужно проанализировать, посмотреть, когда товары пользовались максимальным спросом в прошлом году, и на основе этого строить планы на текущий период. Также полученные сведения можно использовать, чтобы расставлять приоритеты в продвижении и заполнении каталога для новых магазинов, чтобы спрогнозировать посещаемость и прибыль на будущий период. Также вы сможете правильно планировать и проводить рекламные акции в пик максимального спроса. Ведь теперь предположения будут подкреплены реальными цифрами.

Последнее в нашем блоге