Поиск на сайте: совершенствуем до идеала!

Поиск на сайте всегда должен быть. Даже если в меню все четко структурировано, выделено и понятно. Небольшая строчка поиска – это своеобразный сигнал для клиента в том, что вы понимаете его запросы. Но насколько правильно она работает?
Учитывайте, что существует 10 основных запросов, которые использует клиент при поиске товара. На своем ресурсе стоит протестировать все из них – не стоит терять клиентов только потому, что настройки программ некорректны. Итак, чтобы посетитель не уходил с сайта и нашел то, что ищет, следует проконтролировать корректность работы поисковых запросов. Приступим.
10 главных запросов для строчки поиска

- Название товара, модели. Оно может быть как точным (например, скопированным с обзора на сайте) или неточным, даже с ошибками – например, если клиент набирает запрос «на слух» из рекламы. Сориентироваться в том, как именно спрашивают о вашем товаре в поисковике можно с помощью Яндекс.Вордстат – этот функционал реагирует и на запросы посетителей с опечатками. И помните, что почти у каждого продукта есть альтернативное наименование. Самая распространенная альтернатива – это транслитерация английского слова русскими буквами (Mazda/Мазда, например).
- Название категории – это более общий запрос. Его используют те клиенты, которые еще не выбрали конкретную модель. Почему категорию вбивают в поиск, а не открывают в соответствующей вкладке? Возможно, пользователь не захотел или не смог разобраться в навигации на сайте. Такой подход может быть оправдан и личными соображениями комфорта – ну удобнее так, и все тут. Еще одна причина такого поведения – непонятные для посетителей наименования категорий на вашем сайте.
- Проблема и симптомы. Например, в каталогах лекарственных средств часто поиск ведут не по названию препарата, а по конкретной симптоматике. Значит и запросы будут «укрепление иммунитета», «повышение потенции», «зубная боль». По такому же принципу ведется поиск в каталогах удобрений, косметики, бытовой химии. Ведь человеку проще обозначить проблему, которую он хочет решить с помощью вашего товара, а не вчитываться в описания к каждому артикулу.
- Информационные запросы.
Пользователи могут искать на сайте информацию, не связанную с продуктом. Скажем, об условиях доставки или возврата. Так что позаботьтесь о том, чтобы эти разделы сайта тоже были доступны через поисковую строку.
- Характеристики: цвет, материал, технические спецификации и другие уточнения. Допустим, клиентка хочет просмотреть все красные платья вашего каталога или молодой человек ищет подходящий невесте букет белых роз. Также к характеристикам относятся цена и бренд. Не удивляйтесь, если в поиске будут писать «духи 200» или «вода Шанель»: программное обеспечение вашего сайта должно реагировать и на такие запросы, предоставляя релевантную информацию.
- Тематические уточнения. К ним относятся: область использования товара («мебель для дачи»), сезонность («летние носки»), событийность («бижутерия на свадьбу»).
- Известные личности. Бывает и так, что люди ищут конкретную модель, связанную с каким-то публичным лицом или вымышленным персонажем. Это и популярное до сих пор кольцо Всевластия, и часы «как у Физрука», и духи «Мерлин Монро». Часто поиск «по людям» организовывают на сайтах, связанных с кино и искусством.
- Совместимость.
Например, у вашего клиента есть фотоаппарат Никон, но он не знает, какие светофильтры к нему подойдут. То же самое относится к картам памяти для смартфонов, к зарядным устройствам, к картриджам для принтеров и так далее.
- Субъективные оценки. Дорогой-дешевый, красивый, качественный, вкусный – все это субъективные оценки определенного товара. Тем не менее, пользователи будут искать «красивый торт» и «стильную юбку», и очень важно, чтобы вашему каталогу было что предложить.
- Аббревиатуры и символы. Клиенты вполне могут использовать в запросе технические характеристики, выраженные в цифрах, или общепринятые аббревиатуры. И в этом случае важно, чтобы поиск «не молчал».
Обработки этих 10 групп запросов будет достаточно в большинстве случаев. Протестируйте свой сайт самостоятельно – поддерживает ли он их? Если нет, вам пора инвестировать в поиск!